Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ)
История БАМа начинается с 30-х годов XX века, именно тогда правительство СССР впервые всерьез заинтересовалось строительством железной дороги которая свяжет Транссиб с Якутском, районом богатым углем, рудой и золотом.
В начале 1932 года правительство приняло решение о строительстве железной дороги, которая в этом же году получила название Байкало-Амурская железная дорога. Она была объявлена всесоюзной стройкой, по все стране разъехались агитаторы, чтобы вербовать людей. Однако никаких условий для первых строителей БАМа организованно не было, не было жилья, не было столовых, сильные морозы, стройка финансировалась плохо и поэтому люди просто разбежались.
Выход из создавшегося положения был найден за счет привлечения труда заключенных. Заключенные начали строить, летом с 8 утра до 12 часов ночи, зимой с 9 утра до 9 вечера. Бежать из сети лагерей было невозможно.
В 1937 году было открыто движение поездов на участке БАМ – Тындинская, в 1938 сдана в эксплуатацию вторая соединительная ветка Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, в 1940 открыто рабочее движение поездов на участке Известковая – Ургал.
В 1942 году все работы на БАМе были остановлены, а уже построенные ветки пришлось срочно разбирать, рельсы понадобились для строительства рокадной дороги к Сталинграду. Тем не менее, еще в период войны, в 1943 году было принято решение о необходимости строительства от ст. Тайшет на Транссибирской магистрали до Братска и от Комсомольска-на-Амуре до Советской гавани, эти ветки были сданы в эксплуатацию в 1947 году. На этом история БАМлага закончилась.
Вспомнили о БАМе в 1960 году. Специалисты Мосгипротранса подготовили предложение о создании железнодорожных выходов на северо-восток страны, в том числе о сооружении средне-сибирской ветки, на участке Лена – Тында. В 1967 к проектированию БАМа приступили ведущие институты министерства транспортного строительства СССР.
Стройка началась 14 сентября 1972 года, когда было уложено первое звено от нулевого километра на линии Бамовская – Тында – Беркокит.
В апреле 1974 года состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ) была объявлена ударной комсомольской стройкой и создан штаб ВЛКСМ по шефству над БАМом. Главная молодежная организация СССР, обладавшая мощными ресурсами по управлению молодежью страны, приступила к выполнению программы по активному привлечению молодого поколения к строительству магистрали.
В этом грандиозном строительстве принимали участие и крымчане.
Зима 1974-1975 годов была первой сибирской зимой для крымчан, не привыкших к пятидесятиградусным морозам и длительным холодам. Посланцы крымской комсомольской организации построили опорный поселок Улькан на Западном участке Байкало-Амурской магистрали.
Горстка людей на месте будущего Улькана, в урочище Дарьина Гарь, начинали строительство буквально с нуля, с первых колышков, с первых ударов киркой в почву, скованную вечной мерзлотой.
Крымчане в ноябре 1974 года заложили в Улькане, в заснеженной тайге, улицу Крымскую, которая стала понятием не только географическим. И не только для тех, кто ее начинал строить, но и для тех, кто приехал в Улькан из Крыма позже, со вторым и третьим отрядами.
Для наших земляков эта улица протянулась на тысячи километров. От города Усть-Кута, где первый отряд крымчан начинал свою Бамовскую биографию весной 1974 года, до Нижнеангарска, конечного пункта Западного участка БАМа.
На этой улице был воздвигнут обелиск с именами первопроходцев-крымчан, строителей Байкало-Амурской магистрали.
Деятельность ВЛКСМ по привлечению молодежи на стройку принесла свои плоды. Средний бамовец был значительно моложе среднего советского строителя. Жизнь и работа на БАМе воспитывала в молодых комсомольцах отнюдь не худшие человеческие качества. Многие из тогдашних комсомольцах и сейчас не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах, вспоминая их как один из лучших периодов своей жизни.
27 апреля 1974 г. на строительство БАМ выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени 17 съезда ВЛКСМ. В составе отряда было 600 добровольцев Москвы, Ленинграда, всех 15 союзных республик.
Комсомольцы были разделены на 2 группы, первые 300 человек прибыли на западный участок БАМа в районе Лены, вторые – на центральный в Тынду.
В феврале 1975 года строительство БАМа началось по 3 направлениям, центральному от станции Бамовская до Тынды, западному от станции Лена до Тынды, и восточному от станции Дипкун до Комсомольска-на-Амуре.
Западный и центральный участки были отданы комсомольцам. А восточное направление досталось военным железнодорожникам.
БАМ невероятно сложная по своей географии дорога, помимо самой магистрали строители возводили мосты и пробивали тоннели. Всего длина пути составляет – 4 324 км, трасса дороги пересекает 11 крупных рек, было возведено 140 мостов, пробито 8 тоннелей.
Осенью 1984 года строительство подошло к своему завершению. 29 сентября на разъезде Балбухта была произведена золотая стыковка.
БАМ – железнодорожная магистраль Восточной Сибири и Дальнего Востока («От Байкала до Амура...», как и в песнях пели), от Тайшета до Советской Гавани.. БАМ задумывался как часть советского проекта «Великий Северный железнодорожный путь». Проект подразумевал построение железнодорожного сообщения, соединяющего берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива.
Цели и задачи проекта – необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне реки Печора и Обь с морскими портами в Мурманске и Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили далее на юго-восток с целью освоения новых районов Сибири, расположенных значительно севернее Транссиба – эта часть проекта и является БАМом.
Изначально БАМ проектировалась как составная часть комплексного проекта по освоению больших (еще совершенно не освоенных) природных богатств районов, по которым пролегла магистраль. На территориях прохождения магистрали планировалось построить 9-11 территориально-промышленных комплексов-гигантов, но построен только один – Южно-Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез.
На сегодняшний день трасса работает, хотя составов по ней проходит меньше, чем по Транссибу (одна из задач БАМа и была – разгрузить Транссиб), объём грузоперевозок по направлению Тайшет – Тында – Комсомольск составлял около 12 млн тонн в год (в планах довести до 50 млн тонн в год), и около 12 миллионов пассажиров в год. Но отдельной организации «Байкало-Амурская железная дорога» с центром в Тынде уже давно нет. Часть БАМа управляется из Иркутска («Восточно-Сибирские железные дороги»), а часть из Хабаровска («Дальневосточные железные дороги»).
Продолжается строительство «ветки» БАМа – Амуро-Якутской магистрали. Планируется строительство железной дороги между БАМом и Транссибом «Новый Уоян-Могзон», веток к месторождениям полезных ископаемых, а так же сообщение с островом Сахалин в виде Сахалинского тоннеля или моста. На сегодняшний день БАМ на большей части своей протяженности – однопутная магистраль.
Карта-схема БАМ