Главная Контакты

Архив

Октябрь 2024 (1)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (2)
Июнь 2024 (4)
Май 2024 (11)

Партнеры сайта

  • Мирновское сельское поселение - информационный портал
  • Симферопольское благочиние
  • ЛБ-Сервис

Слышишь, время гудит – БАМ!

13-09-2023, 14:40 | Раздел: Новости | Просмотров: 292 |
Слышишь, время гудит – БАМ!

  К 50-летию Байкало-Амурской магистрали
 

Слышишь, время гудит – БАМ!


  В истории Ленинского комсомола были сотни самых разных всесоюзных ударных строек. Молодёжь многих поколений активно откликалась на призывы партии идти туда, где было особенно трудно, ибо это было нужно для процветания нашей Родины, укрепления её экономического и оборонного могущества. 

  Особое место в рядах таких строек отводилось Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – главной стройки XX века, не знающей себе равных по масштабам и сложностям работ, объёмам капитального финансирования. В 2024 году БАМу исполнится 50 лет.

  Комсомольцы и молодёжь 70-80 х годов прошлого столетия были свидетелями и активными участниками этой грандиозной стройки.
  В памяти моей всё сохранилось до мельчайших деталей, как всё это начиналось.

  23 апреля 1974 года в Москве начал свою работу XVII съезд ВЛКСМ. Мы уже знали заранее, что со съезда на строительство БАМа будет направлен большой отряд первых добровольцев. Нам также было известно и то, что на съезде с речью выступит Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.

  В числе избранных делегатов от Крымской областной организации был среди нас москвич – Виктор Кирка – комсомольский работник Вооружённых сил СССР. Его-то я и попросил заблаговременно подготовить лозунг и продиктовал его текст. Лозунг был с нами в Кремлёвском Дворце Съездов.

  Как только Л.И. Брежнев закончил своё выступление, призвавшее комсомольские комитеты направить отряды добровольцев на эту главную стройку страны, мы сразу  взметнули вверх наш лозунг «Крым готов строить БАМ!». Вечерняя телевизионная программа «Время» в тот же день показала по Центральному телевидению этот фрагмент.

  Возвратившись домой после окончания работы съезда, мы сразу же активно занялись подбором добровольцев. Особое внимание было уделено качеству их отбора. В течение месяца мы сформировали первый отряд добровольцев в количестве 50 человек. Комиссаром отряда был утвержден Борис Стёпкин – комсомольский активист завода «Фиолент».

  28 мая 1974 года в торжественной обстановке Пленум Крымского обкома комсомола в пошитой для добровольцев формой с эмблемой «Крым-БАМ» и Красным знаменем отряда, проводил крымских комсомольцев на строительство Байкала-Амурской магистрали.

  В работе Пленума принимал участие Кириченко Николай Карпович – первый секретарь Крымского обкома партии, столетие со дня рождения которого мы недавно отмечали. Каких-то слов одобрения он нам не сказал, но мы видели, что ему всё это понравилось.

  Помню, в конце работы нашего Пленума он мне сказал: «Ну, ты же меня проинформируй потом, как доехали наши ребята, как их приняли и как устроили». Через месяц я пришёл к нему на приём и во всех деталях доложил необходимую информацию.

  А потом он вдруг неожиданно сказал: «А давай-ка мы им отправим вагон фруктов и овощей в качестве подарка из Крыма. Как ты считаешь?».
  Я ответил, что отправить-то можно, но нет гарантии того, что наш груз попадёт к адресату. Ведь там нет никаких дорог, аэропорта, подъездных путей и т.п. Ребят просто с вертолёта высадили в таёжной глуши, где они начали обустраиваться.
  Николай Карпович со мной согласился.

  Семь дней добирался наш отряд из Симферополя до Усть-Кута. 3 июня 1974 года на берегу Лены появились палатки наших добровольцев.
  О том, как дальше складывалась судьба наших посланцев на БАМе очень подробно рассказал в своей книге «Улькан. Улица Крымская» – в ту пору корреспондент газеты «Крымский комсомолец» – Валерий Митрохин, которого дважды по нашей просьбе ЦК ВЛКСМ командировал на эту важнейшую Всесоюзную комсомольскую стройку. Со своей задачей Валерий Митрохин блестяще справился. Сборник очерков симферопольского журналиста был удостоен премии ЦК ВЛКСМ и Госкомиздата СССР.

  Часть ребят из нашего отряда решили пробиваться в Тайшет и Звёздный, а основная группа во главе со Б.Стёпкиным получила перевод в Улькан. 24 ноября 1974 года их встретили хлебом – солью на заснеженном аэродроме у самой околицы Юхты, куда приземлился вертолет МИ-6. Поселились в Юхте в старом амбаре. Подлатали кровлю, утеплили стены, соорудили нары. Разбили всех на бригады. Самой малочисленной оказалась бригада Валерия Шилина. Но работала она лучше других. За четыре дня эта бригада переоборудовала заброшенную овчарню под временную пекарню. Так у крымчан появился свой свежий хлеб. Потом соорудили настоящую сибирскую баню.

  Регулярно появлялись вертолёты. Они доставляли щиты и другие строительные материалы, из которых ребята собирали дома.
  Земля вечной мерзлоты не поддавалась киркам и лопатам, приходилось «кострить», разжигать костры, чтобы земля оттаивала в тех местах, где на  брёвнах, как на фундаментах, будут строить дома.

  Так строился Улькан-опорный посёлок Западного участка Байкала-Амурской магистрали силами посланцев Крымской комсомольской организации. Кроме первого отряда было направлено ещё два отряда добровольцев. Город вырос на берегу таёжной реки, позаимствовав у неё светлое имя. Улькан в переводе с тунгусского языка – чистая вода.
  Свой первоначальный строительный опыт наши ребята приобрели в самом начале работы в строительно-монтажном поезде № 288, начальник которого Загородний Григорий Николаевич очень высоко ценил труд крымчан, всегда о них хорошо отзывался.

  На разных участках работы наши ребята самоотверженно трудились. Одни монтировали железнодорожные пути в сторону Звёздного, другие строили жильё, а третьи и четвёртые – работала на сооружении порта Осетрово и нефтебазы. Володя Александров, Володя Мухин, Боря Стёпкин стали монтёрами пути.
  Володя Галкин, Вадим Шилов, Володя Сахнюк, Александр Дригалец, Иван Данильченко водили грузовики в автоколонне № 5. Валреий Шилин возглавил бригаду плотников. Под его началом Михаил Батич, Толя Пуртов, Володя Литвинчук, Толя Голощёв, Саша Терновский и Саша Беляев строили на реке Якурим жильё и другие хозяйственно-производственные объекты для изыскателей БАМа.

  На различных участках работы наши ребята выполняли план на 140-400%. По итогам первого квартала 1975 года бригада Валерия Шилина стала лучшей на БАМе. Она была награждена Красным знаменем ЦК ВЛКСМ и денежной премией. Как сообщил нам Б. Стёпкин телеграммой в обком комсомола, часть премии ребята отдали на приобретение игрушек в новый детский сад.
  Первый символический костыль в полотно Байкала-Амурской магистрали был забит в начале сентября 1974 года. Этот торжественный ритуал выполнили ветераны строительства железных дорог в Сибири и новички. От крымчан в нём участвовал Володя Александров.

  А в мае 1975 года группа из 30 посланцев западного БАМа была удостоена чести быть сфотографированной у Знамени Поебды в Музее Вооруженных Сил СССР. Среди них было двое наших крымчан – Валерий Шилин и Владимир Литвинчук.

  Комсомол Крыма не забыл своих посланцев. В 1975 году на общественных началах была собрана библиотека из 14 тысяч книг, которая была доставлена к месту работы и проживания наших ребят. Часть наших добровольцев создали в Сибири свои семьи и проживают там в настоящее время. После завершения строительства многие вернулись в Крым и создали свою общественную организацию ветеранов БАМа. Возглавил её Вадим Шилов, который поддерживает тесную связь с «Союзом ветеранов комсомола Крыма», принял участие в торжествах по случаю 100-летия ВЛКСМ, изготовил и подарил краеведческому музею Крыма стенд, посвящённый ударному труду наших добровольцев на величайшей стройке ХХ века.

  Высокой оценкой заслуг молодых крымчан явилось наименование центральной улицы города Улькана – улица Крымская. Как писал в своей книге Валерий Митрохин:
  «Улица Крымская стала символом первопроходцев, эталоном мужества корчагинцев 70-х годов. Они оставят после себя тысячи километров железнодорожных путей сквозь нехоженую тайгу, болота и сопки. Мосты через бурные и широкие реки Забайкалья, тоннели под гранитными сибирскими хребтами. Города и посёлки. Улицы, среди которых – Крымская. Та, на которой будет воздвигнут обелиск с именами первопроходцев – крымчан, строителей Байкал-Амурской магистрали.».

  За всё это низкий Вам поклон, ребята, и сердечна благодарность. Глубоко убеждён, что Ваш высокий патриотизм, самоотверженный труд на благо нашей Родины в условиях лишения многих благ и атрибутов цивилизации, в суровый таёжных условиях, будут служить ярким примером для последующих поколений нашей Великой России.

Алексей Оникин,
член Совета «Союза ветеранов комсомола Крыма»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Разместил: glavred

Добавление комментария

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*
 
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

count 88x31px Яндекс.Метрика