Главная Контакты

Архив

Апрель 2024 (12)
Март 2024 (7)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (4)
Ноябрь 2023 (2)
Октябрь 2023 (26)

Партнеры сайта

  • Мирновское сельское поселение - информационный портал
  • Симферопольское благочиние
  • ЛБ-Сервис

Что такое БАМ

26-07-2019, 10:05 | Раздел: Новости | Просмотров: 1 375 |
Что такое БАМ

Я хочу напомнить старшему поколению и рассказать
современной молодежи, что такое БАМ и как он начинался.

  23 апреля 1974 года в 10.00. в Кремлевском Дворце съездов столицы, тогда еще великой страны СССР, открылся 17-й съезд ВЛКСМ. Присутствовало все руководство партии и страны в составе Политбюро ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарем Л.И. Брежневым. На съезде были представлены 135 коммунистических союзов молодежи и молодежных организаций из 102 стран мира. Были на нем и представители комсомола Крыма: Шейко Т., Зинченко А., Михайлюк Ю., Корниенко Н., Буй В.
  Открыл съезд 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников Е.М. и предоставил слово Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, который поздравил молодежь с открытием съезда и поставил перед ними масштабные задачи. В том числе в его речи говорилось о решении партии и правительства начать строительство в Сибири и Дальнем Востоке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Далее Тяжельников Е.М. отчитался перед съездом о проделанной работе. 

  В ходе съезда выступил бригадир СМП-219 управления «Ангарстрой» Герой Социалистического Труда Виктор Лакомов и попросил направить его бригаду на строительство БАМа. Для отправки на эту стройку был сформирован первый отряд из 600 комсомольцев, которому дали имя 17-го съезда ВЛКСМ. Командиром отряда был назначен Лакомов В., комиссаром Владимир Мучицын, который и рапортовал Л.И. Брежневу, что отряд готов выполнить поставленные перед ним задачи. 

  На съезде выступили: кинорежиссер Герасимов, знаменитые вратари футболист Лев Яшин, хоккеист Владислав Третьяк, легендарный летчик трижды Герой Советского Союза Кожедуб и другие. Делегаты съезда возложили венки к мавзолею В.И. Ленина и могиле Неизвестного солдата. 

  После возвращения делегатов от Крыма с 17-го съезда ВЛКСМ, решением Крымского обкома комсомола на БАМ были направлены и комсомольцы Крыма, был сформирован первый отряд «Комсомолец Крыма» в количестве 50 человек, который и выехал на стройку по комсомольским путевкам 28 мая 1974года. Проводы были проведены на 8-м Пленуме обкома ВЛКСМ, на котором с напутственной речью выступил 1-й секретарь обкома комсомола Оникий А.М. В дальнейшем на БАМ было направлено еще несколько отрядов крымчан. 

  Позднее, как основа для всей этой большой работы, 8 июля 1974г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 о строительстве дороги от г. Усть-Кута (ст. Лена) Иркутской области до г. Комсомольска на Амуре на берегу Тихого океана, протяженностью 3145 км. Для перевозки в восточном направлении 35 млн. тонн грузов в год, в том числе 25 млн тонн сырой нефти, широкомасштабного освоения Сибири, Дальнего Востока, развитии экономики Сахалина, Курильских островов, создание прочных связей с Японией, Кореей и Китаем. 24-36 пункты этого постановления были секретными, потому что дорога имела еще и военное значение. 

  Восточный участок БАМа строили военные железнодорожные строители, центральный БАМ и Западный участок гражданские лица, профессиональные строители со всех республик СССР которые взяли шефство при строительстве станций и постоянных поселков, и ударные комсомольские отряды, направленные по комсомольским путевкам. Ни одного заключенного на строительства БАМа не было. В 1984 году было положено «золотое звено» и по БАМу началось сквозное движение поездов.
  Всего по БАМу было проложено, вместе со вторыми путями и прилегающими ветками, более пяти тысяч километров железных дорог, четыре тысячи двести искусственных сооружений, пробито восемь тоннелей в том числе самый сложный и крупный в России Северо-Муйский длиною 15,4 км., построено 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. БАМ пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов. На строительстве работало около 2-х млн. человек из всех союзных республик СССР, а также отряды из Болгарии, Венгрии, Монголии и других стран. 

  А сколько было отсыпано автомобильных и вспомогательных дорог, проложено линий электропередач, прорублено просек, построено лесоперерабатывающих предприятий, освоено месторождений полезных ископаемых. На строительстве работало большое количество различной строительной и дорожной техники, в том числе и иностранной.
  Крымчане начали стройку на окраине г. Усть-Кута в поселке Бирюсинка, где и жили в палатках. В дальнейшем, в ноябре 1974года, вертолетом мы были заброшены в д. Юхта, где жили в промерзших амбарах и откуда пешком ходили почти два километра на строительство третьего поселка на Западном БАМе – Улькана. Начинали строительство с нуля: с расчисток от леса просек под улицы будущего поселка. Первую улицу назвали «Крымской», деревянную табличку с названием закрепили на дереве. Сейчас это один из крупнейших поселков городского типа этого региона.
  Не теряли связи и с Крымом, к нам дважды приезжал тогда еще молодой литератор, а сейчас известный писатель и поэт Валерий Митрохин. У которого после этих поездок вышла одна из первых книг «Улькан улица Крымская». В настоящее время их у этого известного писателя более 30, готовится к издательству очередной сборник стихов. 

  Сегодня проезжая по Крыму я с ностальгией смотрю на масштаб работ развернутых при строительстве Крымских мостов, трассы «Таврида». Это Россия вернулась в Крым или Крым вернулся в Россию. Жаль, что столько времени было потеряно. 

  В 2019 году исполнилось 45 лет с начала строительства БАМа. Правительства республики Бурятии и Иркутской области обратились к президенту России Путину В.В. признать день выхода постановления о БАМе 8 июля, днем бамовца. В Москве по инициативе ветеранов БАМа собрались ветераны со всей России, из Крыма было два представителя. Еще выезжал, ставший позже жителем Крыма, Пластун И.В. – заместитель начальника штаба ЦК ВЛКСМ на Центральном БАМе. Всего на мероприятии присутствовало около 400 человек, в Центральном Доме Российской Армии состоялся праздничный огонек. На нем прошло награждение ветеранов БАМа и состоялся праздничный концерт. 

  Из состава этих людей 120 человек выехали почетными пассажирами на торжества в столицу БАМа город Тынду, где праздник продолжился. Там состоялась символическая встреча двух поездов, выехавших навстречу друг другу со строителями БАМа из Дальнего Востока и Иркутска. В Тынде на перроне их встречали почетные пассажиры московского поезда и жители г. Тынды.
  Всего на мероприятие приехало около 700 человек первостроителей и железнодорожников. Среди них Герои Социалистического труда: бригадиры Лакомов, Бондарь, Казаков, Аксенов, Варшавский, начальник «Главбамстроя» в последующем министр строительства, председатель комитета по строительству Верховного Совета РФ Е. Басин, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Ю. Вербицкий и многие другие. После этого начались поиски друзей и воспоминания, состоялся небольшой концерт и торжественный митинг. 

  На нем выступили бывший министр транспорта ныне член Совбеза и помощник Президента России Левитин, министр транспорта Дитрих, президент РЖД Белоусов, губернатор Амурской области Орлов, мэр Тынды Михайлова, Герой Социалистического Труда, легенда БАМа бригадир Александр Бондарь. В их выступления прозвучало, что Транссиб не справляется с грузовым и пассажирскими потоками и, если бы не своевременно построенный БАМ, промышленность Сибири и Дальнего Востока оказалась бы в трудном положении. Тем самым был окончательно развеян миф, распространяемый недоброжелателями, о ненужности БАМа. Оказалось, что он востребован сейчас, как никогда. Еще Ломоносов говорил: «Богатства России будут прирастать Сибирью». 

  После митинга мероприятия продолжились, прошли награждения в театре железнодорожников, посещение музея БАМа и другие встречи. Вечером перед жителями Тынды, которых собралось несколько тысяч опять выступили руководители и было заслушано обращение Президента России В.В. Путина. Бамовцы на ура восприняли слова Президента о продолжении строительства БАМа, они этого ждали более 20 лет. Далее состоялся большой праздничный концерт, закончившийся грандиозным фейерверком. После двух дней праздника поезда с первостроителями отправились в обратный путь. 

  С ностальгией вспоминаю сейчас прошедшие дни, встречи первопроходцев между собой, вернувшихся в свою молодость. Жаль, что некоторые не дожили до этих дней. В частности, из нашего отряда уже нет нашего знаменосца севастопольца Миши Калашникова, феодосийца Саши Терновского, который трагически ушел из жизни. Всего уже ушло шесть человек. Пять человек из крымского отряда до сих пор проживают в районе БАМа. В Крым, кроме меня, вернулись Данильченко Иван (Керчь), Леонтьев Радий, Поддубный Валера, Щелкин Витя, Шилин Валера (Севастополь), Кравцов Володя (Симферополь), Степкин Борис (Евпатория). Судьба некоторых не известна, время разбросало их по всему бывшему СССР. В этой поездке я увидел, как молодежь опять едет испытывать себя в Сибирь и это радует, значит связь поколений не прервалась. 

  Руководство Союза ветеранов комсомола Крыма просило привезти как можно больше материалов из этой поездки. Сейчас эти материалы обрабатываются, будут подготовлены видеоролик и фото-летопись о БАМе. 
 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ


член отряда «Комсомолец Крыма»,
председатель Кировской районной организации
Союза ветеранов комсомола Крыма

  Р.S. У меня была мечта поехать на празднование 45-летия БАМа и она осуществилась. Есть еще одна. И помочь исполниться этой мечте, я думаю, вполне мог бы Глава Республики Крым С.В. Аксенов. На БАМе существовала традиция – по окончании строительства первым шел поезд с почетными пассажирами из состава строителей. После ввода железнодорожного части Крымского моста и пуска по нему железнодорожного сообщения, Сергей Валерьевич мог бы поручить организовать, совместно с РЖД, проезд группы первостроителей БАМа, строителей Крымского моста и ветеранов комсомола Крыма с материка в Крым, чтобы они оценили и порадовались тому, что построено и сделано в Крыму с момента возвращения Крыма в Россию. Очень надеюсь, что моя мечта осуществится.

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ 

Что такое БАМ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Разместил: glavred

Добавление комментария

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*
 
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

count 88x31px Яндекс.Метрика